Курицына Елена Игоревна, директор департамента корпоративных отношений, Банк России. Елена Игоревна, просим вас поделиться взглядом на несколько важных аспектов, связанных с развитием рынка ESG-финансирования.
- Мы считаем вопрос формирования высоких стандартов раскрытия информации в сфере устойчивого развития критически важным для нашего финансового рынка. Как вы оцениваете текущую ситуацию с качеством нефинансовой отчетности российских компаний и банков? Есть ли у регулятора обратная связь от участников рынка по рекомендациям, которые были опубликованы летом для публичных акционерных обществ? Может ли кто-то из корпоратов и банков служить примером в качестве ESG-раскрытия, на ваш взгляд?
- Когда мы говорим о раскрытии информации, то для компаний основными вызовами сегодня являются вопросы достоверности, полноты, сопоставимости и последовательности. К сожалению, пока в мире нет глобальных стандартов раскрытия информации в области устойчивого развития, поэтому сложно судить о качестве нефинансовой отчетности компаний. А это критически важно для обеспечения прозрачности рынка устойчивого финансирования, снижения рисков гринвошинга, развития рынка ESG-рейтингов, регулирования рисков финансовых организаций.
Сейчас 70 % российских компаний, акции которых допущены в котировальные списки, уже раскрывают нефинансовую информацию. До выпуска в июле 2021 года наших рекомендаций для публичных акционерных обществ по раскрытию нефинансовой информации большинство годовых отчетов уже были опубликованы. Эти отчеты подготовлены преимущественно на основе международных рекомендаций.
При разработке нашего документа мы учли рекомендации рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (TCFD), стандарты Глобальной инициативы по отчетности (GRI).
В этом году мы планируем провести опрос публичных компаний: использовали ли они наши рекомендации и в какой степени. Мы считаем не очень корректным ставить в пример отчеты конкретных поднадзорных организаций. Но хочется отметить, что качественное раскрытие информации должно быть сбалансированным по составу, простым для восприятия, последовательным и ориентироваться на стратегические цели компании.
- Принимая во внимание высокую активность по выходу новых эмитентов на рынок публичного долга, а также широкий круг инвесторов в их бумаги, ждете ли вы от эмитентов облигаций выполнения рекомендаций для ПАО? Планируется ли для них отдельный набор рекомендаций и какой специфики в них можно ожидать?
- Нефинансовая информация важна и для акционеров компании, и для ее кредиторов, в т. ч. публичных. Нефинансовые ESG-факторы трансформируются во вполне финансовые риски. Наши рекомендации могут использоваться как методический материал не только публичными компаниями, но и другими организациями, заинтересованными в развитии информационной прозрачности. Мы надеемся, что они помогут повысить качество раскрытия информации об учете ESG-факторов и вопросов устойчивого развития. Все это в конечном счете положительно скажется на инвестиционной привлекательности организаций, улучшит их взаимодействие со всеми заинтересованными лицами.
- В 2021 году на нашем рынке появился уже целый ряд зеленых и социальных бондов. Как вы оцениваете активность российских эмитентов в этом направлении? Какого объема раскрытия информации о зелености и социальности ждет от таких эмитентов Банк России на регулярной основе?
- Российский сектор устойчивого развития на Московской бирже растет стремительными темпами: на конец 2020 года его объем составлял всего 24 млрд рублей, а на сегодняшний день – 175 млрд рублей. Поэтому однозначно можно говорить о заинтересованности российских эмитентов в финансовых инструментах устойчивого развития.
1 октября 2021 года вступило в силу новое Положение Банка России о раскрытии информации эмитентами, которое предусматривает специфические требования по раскрытию информации эмитентами зеленых и социальных облигаций. В отличие от рекомендаций по раскрытию нефинансовой отчетности для ПАО, раскрытие такой информации – прямая обязанность, закрепленная в нормах права. После выхода национальной зеленой таксономии мы подготовили изменения в стандарты эмиссии, которые вступают в силу 23 ноября 2021 года. Изменения направлены на гармонизацию с международными подходами к определению облигаций устойчивого развития. Согласно новым правилам можно проводить верификацию не только конкретного проекта, но и инвестиционной политики эмитента в тех случаях, когда конкретный проект на предэмиссионной стадии еще не выбран. Кроме того, эмитент самостоятельно может предусмотреть последствия нецелевого использования денежных средств, привлеченных при выпуске зеленых или социальных облигаций. До изменений в случае нецелевого использования денежных средств у держателей наступало право требовать досрочного погашения облигаций.
- Российские эмитенты ESG-бондов часто ориентируются на сектор устойчивого развития Московской биржи. Ее возможности сейчас ограничены зелеными и социальными бондами. Правила листинга биржи были гармонизированы с Положением Банка России 706-П, в котором до сих пор не предусмотрено иных видов устойчивых облигаций – переходных, SLB-бондов. В одном из недавних интервью вы говорили о планах Банка России добавить такие виды бумаг в стандарт эмиссионной документации. Ожидает ли при этом регулятор инициативы со стороны биржи по расширению оснований для попадания в сектор устойчивого развития до изменений в 706-П? В какие сроки может произойти такое обновление правил листинга, на ваш взгляд?
- В мировой практике, помимо зеленых и социальных, есть еще и устойчивые облигации, когда финансируемый проект оказывает воздействие и на зеленые направления, и на социальные, то есть на цели устойчивого развития.
Облигации, привязанные к целям устойчивого развития, – это нецелевые облигации. То есть эмитент не заявляет о конкретном проекте для финансирования, а лишь сообщает, что деньги пойдут на общехозяйственную деятельность, оборотные средства и т. д., но при этом принимает на себя определенные KPI, связанные с целями устойчивого развития.
Также в Европе быстро набирают популярность облигации климатического перехода. Они важны тем, что будут доступны коричневым компаниям, которые пока не могут выпускать зеленых облигаций. Им эти инструменты недоступны, так как международные инвесторы очень трепетно относятся к выбору зеленых активов. Облигации климатического перехода как раз помогут им привлечь финансирование под экологическую трансформацию.
Это два совершенно новых вида, у нас их в регулировании пока нет, но мы планируем их ввести.
Когда мы подготовим изменения в стандарты эмиссии, мы будем обсуждать с Московской биржей правила листинга. Безусловно, под новые виды облигаций необходимы будут отдельные сегменты или секторы – форма реализации зависит от маркетинговой политики биржи.
- Повестка ESG так быстро вошла в жизнь российского финансового рынка, что сейчас здесь, мы полагаем, переизбыток информации, мнений, взглядов, оценок, но при этом очень сильная нехватка системности, качества и ответственности. Разделяете ли вы такую оценку ситуации? Если говорить про сферу оценок и верификаций, связанных с инструментами устойчивого развития, то какие шаги Банк России предпримет в ближайшее время по стандартизации этой сферы и можно ли ожидать появления в ней более стройных правил игры? Планирует ли Банк России содействовать формированию национальной системы верификаций и рейтингования в сфере устойчивого развития по аналогии с национальной системой кредитных рейтинговых агентств? Каких требований к методологиям и раскрытию информации можно ожидать?
- На сегодняшний день в мире действительно отсутствует единый подход к регулированию деятельности по верификации и надзору за верификаторами. Определенные шаги в этом направлении предпринимает, например, Европейский союз – там планируется введение регулирования и надзора за деятельностью верификаторов.
В России национальная инфраструктура рынка устойчивого финансирования только формируется. Требования к деятельности по верификации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации, ВЭБ.РФ будет в соответствии с этим постановлением вести перечень верификаторов.
Верификация – чрезвычайно важный институт рынка устойчивого финансирования, по значению сопоставимый с кредитными рейтинговыми агентствами и аудиторами. Не исключаю, что рано или поздно и в России встанет вопрос о необходимости государственного регулирования и контроля за их деятельностью.
- Как Банк России участвует в международном процессе гармонизации стандартов раскрытия нефинансовых данных, а также формирования требований к сопоставимости верификаций и ESG-рейтингов? Как вы оцениваете довольно популярную на Западе и проникающую на наш рынок практику формирования и раскрытия незапрошенных ESG-рейтингов по непубличным методологиям?
- Это два связанных, но отдельных вопроса. Стандарты раскрытия информации об устойчивом развитии будут разработаны созданным при Фонде МСФО советом по стандартам раскрытия информации об устойчивом развитии на основе рекомендаций рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (TCFD) при участии IOSCO. Прототипы основ для таких стандартов опубликованы на сайте фонда 3 ноября 2021 года. Также идет работа в рамках единого стандарта ЕС. Предполагается, что они будут готовы к концу 2022 года и гармонизированы.
Что касается ESG-рейтингов, в международной повестке вопрос недостаточной надежности и несогласованности ESG-рейтингов сейчас очень активно обсуждается.
Но есть ряд проблем. Во-первых,поставщики ESG-рейтингов не раскрывают в достаточной степени процесс получения информации, связанной с устойчивым развитием. Во-вторых, поставщики зачастую полагаются на некачественную информацию со стороны эмитентов, раскрывающих информацию в области устойчивого развития.
Рейтинговые агентства используют различные исходные данные и методологии расчета рейтингов. Поэтому выявить лидеров среди компаний в области ESG крайне сложно, что создает проблему для фондов, регуляторов и научного сообщества.
- Каким будет ваш главный совет компаниям, которые решат в 2022 году впервые подготовить отчет об устойчивом развитии?
- Ориентироваться на рекомендации Банка России, а также международные стандарты, например, TCFD, стандарты Глобальной инициативы по отчетности (GRI), Фонда ценностной отчетности (Value Reporting Foundation). Как уже отметила ранее, мы даем отсылки на международные стандарты в наших рекомендациях. Но самое главное – совет директоров компаний должен осознать важность этого вопроса и выстраивать всю систему корпоративного управления так, чтобы вопросы оценки и учета ESG-рисков и возможностей были отражены во всех элементах системы корпоративного управления.